6.3.11. Зеркальное отражение


Зеркальное отражение предметов - это оптическое явление, которое по своим физическим свойствам и технике реализации примыкает к основной теме данной главы. Для оптика разница между диффузным рассеянием и зеркальным отражением заключается в соотношении размеров микронеровностей поверхности и длины волны падающего света. Для дизайнера главное значение имеет компоновка сцены. Если в ее состав входят зеркальные поверхности или стеклянные объекты значительного размера, то вместо (или вместе) теней приходится рисовать отражения. Особенно часто с этой задачей приходится иметь дело при создании коллажей -композиций, в которых сочетаются элементы, разнородные по своей природе или художественной технике.
Создадим коллаж, в состав которого входит поверхность со стеклянным покрытием, которое, при определенных условиях освещения, может давать зеркальное отражение. В качестве примера воспользуемся изображением, показанным на рис. 6.86. Оно состоит из двух слоев: на верхнем расположено изображение компаса, нижний слой занимает картинка неба. Расположение объектов композиции таково, что обязано порождать зеркальное отражение облаков на стеклянной крышке компаса. Начнем создание коллажа с создания этого отражения.



Рис. 6.86. Заготовка для коллажа

1. Создадим копию нижнего слоя (Ctrl+J) и поместим ее на самый верх. Новый слой будет служить заготовкой для рукотворного отражения.
2. Создадим зеркальное отражение слоя. Для этого требуется выполнить команду главного меню Edit => Transform => Flip Vertical.
3. Чтобы ограничить видимость нового слоя областью компаса, сгруппируем его с нижним слоем. Для этого достаточно воспользоваться сочетанием клавиш Ctrl+G (при условии, что верхний слой остался помеченным) или, удерживая клавишу Alt, щелкнуть по разделительной линии слоев в палитре Layers.
4. Полученный результат обнадеживает, но требует дополнительных усилий по повышению достоверности эффекта отражения. Для этого поэкспериментируем с режимами наложения верхнего слоя. Опытным путем было установлено, что лучший вариант дает режим Soft Light (см. рис. 6.87).



Рис. 6.87. Отражение неба и облаков

5. Предыдущими операциями основная техника создания зеркальных отражений представлена с достаточной полнотой и в принципе на этом можно закончить раздел. Но сцена выглядит пустоватой, поэтому усложним задачу и введем в состав коллажа еще один персонаж. Поставим на самый верх композиции слой с изображением девушки (рис. 6.89.).
6. Создадим копию нового слоя (Ctrl+J) и настроим форму и положение отражения женской фигуры. Всю работу по геометрическому преобразованию слоя можно выполнить средствами одной команды Free Transform (Ctrl+T). После ее вызова достаточно правой кнопкой мыши щелкнуть по слою и выбрать из выпадающего меню нужное средство геометрической настройки. Поскольку отражение фигуры полностью укладывается на поверхность подложки, то отпадает необходимость в группировке данного слоя с нижним, как это делалось ранее.
7. Для усиления эффекта изменим режим наложения слоя с отражением с Normal на Overlay (рис. 6.89).



Рис. 6.88. Добавление женской фигуры



Рис. 6.89. Коллаж с зеркальными отражениями