5.2.3. Исправления цвета настройкой тоновых уровней


В некоторых случаях глобальный цветовой сдвиг удается ликвидировать при помощи штатных инструментов тоновой коррекции - инструментов Curves (Кривые) и Levels (Уровни). Это возможно для линейного цветового сдвига, который проявляется равномерно во всех фрагментах и тоновых диапазонах оригинала. Точное определение нескольких точек нейтрального цвета (белой, серой и черной) способно восстановить корректную точку отсчета и ликвидировать паразитный оттенок.
Цветовая гамма фотографии, запечатлевшей пленительную картинку старого замка на фоне горного хребта (рис. 5.9), страдает от избыточного вклада красного или пурпурного цвета. Этот сдвиг особенно заметен в окраске гор. Предположение о том, что этот цвет естественный, а на фотографии показаны залежи красного железняка или бокситов, не подтверждает инструментальная проверка фотографии. Замеры цветов при помощи палитры Info показывают, что в области нейтральных цветов доля красного цвета аномально высока.



Рис. 5.9. Пример фотографии со сдвигом в сторону красных цветов

  1. Добавим новый корректирующий слой типа Levels. Напомним, что эта задача решается по команде Layer => New Adjustment Layer => Levels.
  2. Выберем из диалогового окна инструмент White Point, предназначенный для выбора самой светлой точки изображения.
  3. Найдем на фотографии самую светлую область нейтрального тона и щелкнем по ней этим инструментом. В нашем примере на эту роль претендуют светлые фрагменты, расположенные в верхней части горного хребта. Видимо, это отложения коренных пород белого цвета. Выбор белой точки вызовет перераспределение тонов фотографии; принципы такой перестройки подробно рассмотрены в предыдущем разделе. Кроме того, программа уравняет вклады трех цветовых координат пробной точки и пересчитает их для всех прочих точек картинки.
  4. Выберем инструмент, отвечающий за установку черной точки Black Point. В диалоговом окне Levels он расположен с левой стороны в нижнем ряду.
  5. Найдем самую темную точку нейтрального тона и щелкнем по ней выбранным средством. В нашем примере такой точкой являются темные оконные проемы замка. Эта операция уравняет доли цветовых координат черной точки и пересчитает их для всех прочих точек изображения. С точки зрения распределения цветов полученный результат можно оценить как вполне удовлетворительный. Полностью устранена красноватая подсветка фотографии, которая была заметна во всех областях оригинала. Платой за успех является некоторое затемнение изображения.
  6. Передвинем средний ползунок, отвечающий за среднюю точку, в левую сторону до тех пор, пока не будет получено требуемое осветление.

Содержание описанной методики полностью повторяет технологию тоновой коррекции, которая в предыдущем разделе применялась для настройки тона и контраста черно-белых изображений. Это хорошая иллюстрация тех нелинейных зависимостей, с которыми сталкивается любой практикующий ретушер. Это значит, что изменения одной характеристики оригинала могут неконтролируемым образом влиять на значения другой. Нелинейности действуют при обработке оригиналов любого типа, но они особенно заметны при обработке цветных изображений. Практика работы с цифровым цветом не нашла надежных рецептов развязки паразитных нелинейных зависимостей. Одной из немногих надежных и универсальных рекомендаций является переход в систему Lab, где цвет и тон разведены по отдельным каналам.

Совет! В процессе работы с диалоговыми окнами корректирующих слоев Levels и Curves часто требуется менять масштаб изображения и просматривать различные его области. Для этого можно воспользоваться стандартными клавиатурными комбинациями программы, которые не блокируются выведенными на экран окнами диалога. Перечислим их: клавиша Spacebar (Пробел) - для панорамирования, сочетание клавиш Ctrl+Spacebar- для выбора увеличивающей лупы, комбинация Ctrl+Alt+Spacebar- для перехода к уменьшающей лупе.