5.1. Основные положения


5.1.1. Цели цветокоррекции 


Если бы был проведен социологический опрос, на тему заголовка этого раздела, то, видимо, подавляющее число респондентов дало ответ, который после его обработки звучал примерно следующим образом: «Соответствие цифрового образа его оригиналу». Достоверность этого правила абсолютна в тех случаях, когда речь идет о подделке проездного билета или подобных ситуациях. Если оригинальная фотография была снята в пасмурный день при плохом освещении, то общий тон такого оригинала будет тусклым. Вряд ли ретушер упустит возможность придать такому снимку большую яркость красок и живость атмосферы. Если снимок пострадал от небрежного хранения и его поверхность испещрена царапинами или он имеет надрывы, сколы, дефекты эмульсионного слоя, то масштабное вмешательство ретушера становится просто обязательным. В подобных ситуациях едва ли получится сохранить декларируемое соответствие с исходным образцом.
Человеческий глаз - это очень гибкая оптическая система. Он быстро приспосабливается к условиям внешней среды и отфильтровывает паразитные оттенки, которые накладываются на общий цветовой фон сцены. Этот феномен человеческого зрения достаточно глубоко исследован физиологами и получил название хроматической адаптации. Фотографические аппараты и камеры не обладают подобной приспособляемостью. Они фиксируют картину такой, какой она является в действительности. Что произойдет, если выключить освещение в замкнутом помещении? Человек на время ослепнет, но через некоторое время его способность различать детали восстановится, хотя бы частично. Проведем мысленный эксперимент в противоположной ситуации. Если в темной комнате внезапно включить освещение, то яркая вспышка света ослепит наблюдателя. В этом случае глазу легче приспособиться к условиям освещения и наблюдатель быстро восстановит визуальный контроль над окружающей обстановкой.
Когда наше зрение приспосабливается к изменившимся условиям освещения, то это не значит, что мы стали видеть больше цветов или тонов. Мозг выполнил настройку оптической системы глаза, и в результате мы стали воспринимать ту же сцену (с аналогичными спектральными характеристиками) иначе. Увеличение чувствительности в одном тоновом или цветовом диапазоне достигается за счет ее потери в другом диапазоне. Так, концентрируя взор на снежных вершинах гор, мы теряем способность различать богатство оттенков зеленого на склонах горных хребтов.
Угадываются определенные аналогии между адаптационной способностью глаза и принципами цифровой коррекции цвета, где действует своеобразный закон сохранения. Приобретения в одной цветовой или тональной области влекут за собой потери в других фрагментах и хроматических интервалах. Поэтому главной задачей цветокоррекции, видимо, нужно считать соответствие смыслу оригинала. Ретушированная фотография должна показывать сцену такой, какой ее мог бы увидеть человек. Это гибкая формула поглощает множество частных случаев, например подавление паразитных оттенков и выбросов цвета, соответствие опорным цветам, исключение сдвигов в области нейтральных тонов, художественная ретушь и многое другое.
Первой операцией процесса цветовой коррекции должна быть визуальная оценка изображения и идентификация цветовых сдвигов. Это очень ответственный этап, от результатов которого зависят тактика ретуши, объем корректирующих операций и в итоге конечный результат. Не стоит полностью полагаться на экранный образ оригинала. Даже тщательно откалиброванные мониторы профессионального уровня могут отображать картинку со значительными искажениями в некоторых цветовых диапазонах.
Ситуации, с которыми пользователь может столкнуться в процессе цветовой коррекции, чрезвычайно разнообразны Еще не выведена магическая формула, дающая ключ к успеху в каждом отдельном случае. Любой перечень советов по борьбе с паразитными оттенками и рекомендаций по использованию инструментов цветокоррекции не гарантирует хорошего результата. Сориентироваться в многообразии методик, подходов, средств и инструментов легче, если выбран истинный азимут движения и первые шаги сделаны в правильном направлении.

  •  Следует использовать весь диапазон доступных тонов и не создавать оттенков, правдоподобность которых можно поставить под сомнение.
  •  Многие образцы имеют области, закрашенные известными цветами. Это могут быть цвета национального флага, окраска фасада знакомого здания, колоратурные решения моделей одежды и многое другое. Такие фрагменты следует использовать как своеобразную точку отсчета. Добиваясь правильного отображения опорных цветов, часто удается поправить общую гамму всего изображения.
  • В каждом корректируемом изображении надо определить самую светлую и самую темную области (при условии, что таковые имеются). В процессе цветовой коррекции значение области блика надо установить настолько светлым, насколько это допускает технология печати. Ориентировочное значение блика равно 5C2M2Y, что означает смешение 5 % голубой краски, 2 % пурпурной и 2 % желтой. Смешение базовых цветов в меньших пропорциях не может быть воспроизведено офсетными печатающими машинами, поэтому такие области останутся незакрашенными. Без закраски они потеряют все детали и будут представлены участками белой (скорее всего) бумаги.
  •  Исследования в области психологии зрительного восприятия показали, что области тени не так важны для человека, как светлые фрагменты изображения. Кроме того, изображения, лишенные бликов, встречаются весьма редко, а картинки без тени распространены достаточно широко. В процессе коррекции для области тени надо задать такие значения базовых координат, которые могут быть воспроизведены в процессе печати. Опыт показывает, что большинство современных печатных машин способно сохранить детали для тени с координатами, равными 80C70M70Y70K. Более плотные темные тона будут представлены в печатном варианте областями, залитыми сплошной черной краской.
  •  Блестящие светлые предметы, отражающие яркий свет, не могут представлять область самых светлых тонов. Примерами таких объектов являются блики металлов, сияние металлической бижутерии, световая игра драгоценных камней, ореолы работающего сварочного аппарата и пр. Детали подобных областей в любом случае не различаются человеческим глазом, поэтому в процессе цветокоррекции их можно не принимать во внимание.
  •  Окружающая нас среда изобилует нейтральными тонами - различными оттенками серого цвета. Поэтому они - первые кандидаты на роль опорных цветов. Коррекция областей нейтральных тонов может задать правильное направление для ретуши всего изображения. Серый получается в результате смешения в равных пропорциях голубой, пурпурной и желтой краски. Памятуя о слабости голубого красителя, надо несколько увеличить его долю в составе серого. В определенных пределах эта операция совершенно безопасна, поскольку серый цвет с оттенком синего меньше бросается в глаза, нежели серый с передозировкой пурпурного или желтого.
  •  Локальная избирательная коррекция, действующая только на выделенную область, - это средство ограниченного применения, оправданное лишь в ограниченном числе ситуаций. Действительно, если некоторая область имеет нежелательный оттенок, то этот цветовой сдвиг скорее всего вызван общей для всего изображения причиной. Она влияет на все области оригинала, но ее последствия микшируются другими эффектами и не проявляются так явно.