4.8.4. Усиление теней инструментом Burn

Dodge (Осветлитель), Burn (Затемнитель) и Sponge (Губка). Все они представляют собой программные метафоры физических средств и технических приемов, которые широко применяются в классической фотографии для тонирования оригиналов. Например, Dodge - это аналог маски, выполняющей ослабление светового потока, a Burn - по виду и по сути напоминает руку, при помощи которой фотограф увеличивает концентрацию светового потока и тем самым повышает тоновый уровень. Sponge по своему принципу действия напоминает губку, с помощью которой регулируется состав проявляющего состава и меняется насыщенность снимка.
Эти средства локальной тоновой коррекции присутствуют в программе, начиная с самых первых ее версий, поэтому пользователям Photoshop хорошо известны их слабые и сильные стороны. Это инструменты прямого действия с четко определенной областью применения. Для работы с ними не требуется проводить громоздких подготовительных мероприятий, например создавать вспомогательные слои, подбирать режимы наложения, регулировку прозрачности и пр.
Известно также, что интенсивная обработка оригинала инструментами тонирования может повлечь за собой заметное цветовое смещение. Кроме того, эти средства являются существенно нелинейными. Эта емкая формула, заимствованная из области естественных и технических наук, в данном случае означает, что результат от многократного применения инструментов тонирования превосходит сумму отдельных эффектов. Каждый последующий мазок осветляющей или затемняющей кистью ускоряет тоновое смещение лавинообразно. Именно поэтому опытные пользователи Photoshop стараются не злоупотреблять этими средствами и задают обычно самые осторожные установки интенсивности.
На примере инструмента Burn (Затемнение) рассмотрим типичную тактику работы со средствами тонирования.
На рис. 4.61 показана неплохая по качеству фотография, единственным заметным недостатком которой является избыточный сдвиг в сторону светлых тонов центрального объекта экспозиции - раскатываемого куска теста.



Рис. 4.61. Исходная фотография. В этом примере чрезмерная засветка центральной части композиции маскирует все мелкие детали объектов

  1. В отличие от печатной версии, оригинал снимка - это цветная фотография, обладающая хорошим колоратурным балансом. Чтобы избежать эффекта цветового смешения, который часто сопровождает применение инструментов тонирования, изменим цветовую модель фотографии с RGB на Lab. Для этого надо выполнить команду Image => Mode => Lab Color. Конвертация модели не вызовет никакой визуальной перестройки оригинала, изменится только способ формирования цветов. В этой цветовой модели информация о цвете и тоне распределена по разным каналам, поэтому можно работать с яркостными характеристиками оригинала, не опасаясь смещения цветов. Сведения о яркости в модели Lab хранятся в канале Lightness.
  2. Выведем на экран палитру Channels и сделаем активным канал Lightness (Яркость). Изменение активного канала можно выполнить и без палитры. Для этого достаточно воспользоваться комбинацией клавиш Ctrl+1.
  3. Выберем инструмент Burn (Shift+0). Сила воздействия кисти инструмента зависит от параметра Exposure (Экспозиции). Установить невысокое значение этого параметра. Для нашего примера подходит 20-%-ная величина экспозиции. В общем случае оптимальную интенсивность затемнения можно подобрать лишь в результате нескольких экспериментов и пробных мазков. Выбрать размер кисти, который позволяет целиком накрыть обрабатываемую область и избежать повторных мазков (примерно 65 пикселов).
  4. Сделаем несколько легких мазков по куску теста, находящегося в центральной части композиции. Попутно можно придать большую выразительность запеченной корочке каравая (левая часть фотографии). У первого образца большая часть графической информации располагается в области светов. Поэтому для инструмента Burn следует установить режим Highlights. Второй образец темнее; его точки принадлежат главным образом полутонам. Его тонирование следует проводить в режиме Midtones. Изменение операционного интервала инструмента Burn выполняется при помощи раздела Range панели свойств.
  5. После того как будет получена искомая тональная глубина, надо вернуться в режим RGB. Для этого надо выполнить команду Image => Mode => RGB Color.
  6. Конвертация цветовых моделей не является полностью обратимой операцией. Она может повлечь за собой некоторую потерю резкости, особенно заметную на цветных оригиналах высокого качества. Поэтому в конце обработки целесообразно увеличить резкость изображения при помощи фильтра Unsharp Mask (Контурная резкость). Для этого выполнить команду Filter => Sharpen => Unsharp Mask и применить фильтр со следующими установками: Amount (Величина) = 80, Radius (Радиус) = 1, Threshold (Порог) = 4.

В данном случае придется нарушить традицию, согласно которой описание методик и приемов Photoshop принято иллюстрировать примерами исходных и финальных образцов. В изображение были внесены тонкие изменения, лишь отчасти меняющие распределение тонов в локальных фрагментах фотографии. Можно с уверенностью утверждать, что эти незначительные тоновые градации все равно будут потеряны после выхода рукописи из печати.