4.8.1. Локальное затемнение и осветление

Рассмотрим фотографию, показанную на рис.4.50. Это снимок довольно высокого качества (если не принимать во внимание отрезанную снизу треть), почти не требующий вмешательства ретушера. Пусть по желанию заказчика требуется несколько осветлить мужской костюм, а женское платье сделать несколько более темным. Стандартный способ решения этой задачи предписывает следующую последовательность действий: выделить костюм при помощи лассо или волшебной палочки, а затем применить к помеченной области одно из средств тоновой коррекции, например инструмент Levels. Рассмотрим способ, который при той же надежности требует меньших усилий для достижения искомого результата.



Рис. 4.49. Изображение после повышения контраста

1. Создадим новый слой. В данном случае для этого лучше воспользоваться командой главного меню Layer => New => Layer (Ctrl+Shift+N) или правой управляющей кнопкой палитры Layers. Эта команда выводит на экран диалоговое окно, в котором выбираются свойства слоя (рис. 4.51).



Рис. 4.50. Пример изображения, требующего локальной тоновой коррекции



Рис. 4.51. Параметры слоя

2. В этом диалоговом окне выберем режим наложения Overlay и активизируем опцию Fill with Overlay-neutral color (50 % gray). Закончить работу с диалоговым окном щелчком по кнопке ОК. В результате будет создан новый слой со сплошной заливкой серого цвета. Несмотря на непрерывную закраску, он выглядит как полупрозрачный, поскольку сквозь него можно видеть фоновое изображение.
3. Установим цвета фона и переднего плана по умолчанию. Для этого достаточно просто нажать клавишу D.
4. Выберем инструмент Brush (Кисть). Начнем обработку снимка с женского платья. Размеры кисти должны соответствовать габаритам обрабатываемой области; кроме того, она должна иметь мягкие края. Установим небольшое значение параметра Opacity (Непрозрачность); оно должно лежать в диапазоне от 15 до 20 %.
5. Аккуратно закрасим всю поверхность платья, избегая попадания кисточки на руки и брошь. Каждый мазок кистью оставляет за собой легкий темный след, который уплотняет тон платья. Повторные применения инструмента усиливают этот эффект.
6. После того как получено желаемое затемнение дамского платья, можно переходить ко второй части работы - осветлению костюма. Для этого надо поменять местами цвета фона и переднего плана. Самый простой путь для решения этой задачи - нажатие клавиши X. Осветление мужского костюма достигается нанесением на верхний слой белого цвета.
7. Закрасить кистью костюм джентльмена. Для этого годятся те установки инструмента, которые были выбраны для решения первой части задания. Как и ранее, повторные мазки светлой кистью усиливают осветление костюма. Для отмены неудачных действий лучше держать «под рукой» палитру History.
Фотография, показанная на рис. 4.52, демонстрирует полученный результат. Несмотря на то что в процессе работы над примером были хорошо заметны вносимые изменения, известные особенности отечественной полиграфии не позволяют надеяться на хорошую различимость после печати исходного и итогового образцов. Попробуем описать преимущества рассмотренной методики.
Чтобы изменить тоновый баланс фрагмента, требуется сначала выделить его. Для выделения областей с регулярной формой хорошие результаты дают инструменты Lasso (Лассо) или Реп (Перо), основанные на геометрическом принципе действия. Фрагменты, обладающие высоким контрастом, лучше выделять при помощи инструмента Magic Wand (Волшебная палочка), который работает по принципу цветового подобия. Достаточно беглого взгляда на форму костюма и платья, чтобы понять, что их выделение с помощью лассо или пера потребует



Рис. 4.52. Обработанное изображение

значительных усилий. Мужской костюм резко контрастирует с окружающим его фоном, поэтому его можно считать хорошим примером для демонстрации возможностей волшебной палочки. Иное дело - дамское платье. Его серый цвет не обладает достаточным контрастом с окружающим фоном для успешного применения этого средства. Граничный контур этого объекта достаточно сложен и не дает надежды на быстрое выделение при помощи лассо. В данной ситуации лучшего результата можно добиться при помощи комбинированной техники выделения, финальной стадией которой будет построение маски в режиме Quick Mask (Быстрая маска). А это значит, что потребуется выполнить полное закрашивание области платья, с соблюдением особой точности на границах этого объекта. Рассмотренная методика также базируется на закрашивании, но она намного менее чувствительна к качеству мазков, следовательно, она обладает более низкой трудоемкостью.



Рис. 4.53. Закраска вспомогательного слоя

На рис. 4.53 показано изображение дополнительного слоя, которое отчасти поясняет принцип действия рассмотренного метода локальной тоновой коррекции.