3.2. Инструмент Healing Brush


Долгое время набор инструментов программы, предназначенных для технической ретуши, был весьма ограниченным. В него входили клонирующий штамп, для которого удаление дефектов является штатной функцией, и некоторые инструменты, у которых ретушь была второй, побочной «специальностью». Разработчики пакета, столь изобретательные в создании новаторских средств обработки растровых изображений, отказывались признавать ограниченность потенциала инструмента Clone Stamp. Ситуация кардинально изменилась с выходом седьмой версии редактора. Он пополнился сразу двумя новыми средствами - Healing Brush (Исправляющая кисть) и Patch (Заплата), предназначенными для технической ретуши. Рассмотрим технику использования первого инструмента.
Для выбора исправляющей кисти следует нажать кнопку, расположенную в левом ряду инструментальной панели на четвертой сверху позиции, или воспользоваться клавишей J. Большинство настроечных параметров кисти, как и обычно, расположены на панели свойств.
На первый взгляд техника работы с исправляющей кистью напоминает использование клонирующего штампа. Это известное сочетание отбора донорских фрагментов и переноса их на поврежденные области изображения. Более внимательное изучение инструмента открывает несколько существенных отличий.

  • Исправляющая кисть - это средство, обладающее элементами интеллектуальности. Если штамп механически переносит донорские фрагменты на поврежденные, то кисть учитывает различные параметры источника и цели и на их основе формирует клонирующий мазок. Набор анализируемых параметров достаточно велик. Кисть принимает во внимание освещенность, цвет, яркость и текстуру областей, что позволяет добиваться хороших результатов для самых тяжелых повреждений. Несколько упрощая существо дела, можно считать, что она берет из донорской зоны только текстуру и добавляет к ней цвет и тон целевой области.
  • Исправляющая кисть является полуавтоматическим средством ретуши, по этой причине она располагает сокращенным набором настроечных параметров. Самые заметные ограничения - это урезанный состав режимов наложения и невозможность работы с несколькими слоями. Если для штампа доступны все 23 режима, предусмотренные в программе для кистей, то исправляющая кисть может использовать только восемь. Кисть учитывает только актуальную графическую информацию, расположенную на одном слое, поэтому в число ее настроек не входит опция Use All Layers (Использовать все слои), столь важная для инструмента Clone Stamp.
  • Подобно любому средству рисования исправляющая кисть может накладывать короткие и длинные мазки. Если рисовать этим инструментом, не отпуская кнопку мыши, то результат сначала будет подобен применению клонирующего штампа. Только после освобождения левой кнопки мыши сработает интеллектуальный алгоритм обработки, который подгонит мазок кисти под цвет и тон окружающих фрагментов. Эта подгонка требует времени на выполнение всех необходимых расчетов. Задержка, необходимая программе на выполнение постобработки, особенно заметна на слабых компьютерах.
  • Инструмент Healing Brush может работать только с самыми простыми кистями. Ему недоступно в полном объеме то разнообразие настроечных параметров, которые предлагает седьмая версия программы для рисующих кистей.

Рассмотрим использование исправляющей кисти на традиционно трудном для ретушеров объекте, коим является человеческое лицо (см. рис. 3.4). Видимо, у джентльмена, показанного на этом рисунке, есть веские причины для того, чтобы быть довольным собой, а может он просто позирует перед камерой. Если замаскировать морщины на лице, то это небольшое вмешательство в частную жизнь модели будет полностью оправданным в обоих случаях.



Рис. 3.4. Исходное состояние ретушируемой фотографии

  1.  Будем считать, что графический файл, хранящий изображение, открыт в программе. Создадим дубликат фонового слоя. Для этого достаточно перетащить пиктограмму единственного слоя картинки на кнопку Create a new layer (Создать новый слой) палитры Layers (Слои). Дублирование слоя - это не только вполне оправданная мера предосторожности, меняя прозрачность нового слоя, можно управлять интенсивностью применения инструмента Healing Brush.
  2.  Выберем исправляющую кисть. Для этого можно воспользоваться специальной кнопкой инструментальной панели или просто нажать клавишу J.
  3.  Выберем жесткую кисть, диаметр которой сопоставим с шириной морщин (в нашем примере пять пикселов), активизируем радиокнопку Sampled (По образцу) и снимем пометку с переключателя Aligned (Выравнивание).
  4.  Успех операции во многом зависит от правильного выбора донорской области. Для исправляющей кисти особое значение имеет ее текстура, а цвет и тон можно считать второстепенными параметрами. Для маскирования носовых складок хорошо подойдут соседние участки скул. Возьмем образец донорской области при помощи щелчка мышкой при нажатой клавише Alt. He меняя «прицела», нанесем несколько коротких последовательных мазков сначала на одну носовую складку, затем на другую.
  5.  Для исправления резких морщин на подбородке подойдут соседние фрагменты щек. Выберем участок со средней интенсивностью волосяной поросли, возьмем пробу и перенесем ее на обе кожные складки подбородка. И в этом случае нет необходимости в изменении донорской области.

Результат предпринятой косметической операции показан на рис. 3.5..



Рис. 3.5. Исправленный снимок

Исправляющая кисть - это новое средство, техника работы с инструментом находится в процессе становления. Еще не создан его подробный «технический паспорт». Приведем несколько простых рецептов, которые позволят избежать грубых  шибок.

  • Следует еще раз упомянуть об особенностях выбора донорских областей для инструмента Healing Brush. Строение или, как часто говорят в компьютерной графике, текстура - это самая важная характеристика фрагмента, выбранного для клонирования. Если текстура донорской области удачно аппроксимирует микроструктуру поврежденного фрагмента, то успех операции можно считать в значительной степени обеспеченным.
  • Программа почти не знает ограничений на выбор донорских областей. Подходящие фрагменты могут находиться даже в другом изображении с отличной цветовой моделью, размерами и разрешением. Для получения логичных и предсказуемых результатов целесообразно выбирать изображения с одинаковыми базовыми параметрами.
  •  Опыт показывает, что инструмент Healing Brush дает лучшие результаты при использовании жестких кистей небольшого размера. Габариты кисти должны немного превышать размеры дефекта. Короткие мазки имеют преимущество перед длинными в большинстве практических ситуаций.
  •  Если для клонирующего штампа изменение «прицела» - это обязательное условие успеха, то исправляющая кисть не нуждается в постоянной настройке донорской области. Очень часто хороших результатов можно добиться, используя только один донорский фрагмент.
  • Инструмент не имеет обычной для всех прочих кистей настройки прозрачности. Это ограничение можно отчасти снять посредством специальной команды Fade Healing Brush (Ослабить исправляющую кисть). Чтобы уменьшить интенсивность действия кисти, надо сразу после ее применения выполнить команду Edit => Fade Healing Brush (Ctrl+Shift+F). В результате на экран будет выведено простое окно с регулятором настройки прозрачности. Таким способом можно изменить интенсивность только самого последнего применения исправляющей кисти. Намного более полный контроль дает создание дублирующего слоя. Меняя его прозрачность, можно регулировать интенсивность всех исправляющих мазков, наложенных на дубликат.
  • Исправляющая кисть не очень удачно справляется с ретушью областей, имеющих резкие перепады тона и высокую контрастность. Данный недостаток не является ошибкой разработчиков: он вытекает из самого принципа действия инструмента. Для коррекции дефектов такого рода лучше обратиться к инструменту Clone Stamp или предварительно тщательно выделить поврежденный фрагмент. В этом случае редактор не будет учитывать характеристики областей, расположенных за пределами выделения.

На заметку! Из всего изложенного можно сделать вывод о том, что инструменты Clone Stamp и Healing Brush — это средства одного целевого назначения, что с необходимостью поднимает вопрос о целесообразности присутствия штампа в арсенале программы. Ветерана рано списывать в запас. Есть задачи, с которыми он справляется лучше «амбициозного новичка», например клонирование поврежденных областей больших размеров, обработка дефектов с высокой контрастностью. Это средство незаменимо во всех случаях, когда техника клонирования используется для решения специальных художественных задач, например при создании точных копий объектов.